ВАЛААМ И ЕГО СВЯТЫНИ

Дорога туда непростая и проходит по воздуху (если лететь до Санкт-Петербурга на самолете), суше и воде. Мы прибыли в Северную столицу вечером 4 мая, а уже в 4:30 утра следующего дня выехали на автобусе в небольшой город Приозерск, что на берегу Ладожского озера. Оттуда в 9:00 мы отправились на теплоходе к монастырю. Плыли 3,5 часа (в летнее время из Приозерска ходят «Метеоры», которые довозят пассажиров менее чем за 1,5 часа). На материке ближе всего к Валааму город Сортавала, однако туда неудобно добираться из Москвы.

Тут настоящая таежная природа, обладающая завораживающей холодной красотой

Ладожское озеро – холодное, темное и негостеприимное. Там часто бушуют шторма. Нам же повезло: водная гладь была безмятежной. Правда, несмотря на теплую погоду, дул ледяной пронизывающий ветер. Паломникам и туристам, посещающим Валаам весной, я бы рекомендовал обязательно брать шапки, теплую одежду и обувь. В тамошних местах настоящая таежная природа, обладающая завораживающей холодной красотой.

Название «Валаам» восходит к финно-угорскому топониму Valamo, где valo – это «свет», «клятва» (по другой гипотезе – «высокая земля»), или к финскому слову valаа – «отливать из металла». Даты рождения монастыря также указываются разные: одни исследователи называют конец X века, другие – XIV век.

Доподлинно известно, что святую обитель основали преподобные Сергий и Герман. В Валаамском монастыре подвизался преподобный Герман Аляскинский, которому предстояло стать первым православным миссионером в Америке. Северный Афон, как часто называют Валаам, был местом паломничества русских царей и членов их семей, вдохновлял блестящих представителей русской культуры и науки: И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, Н.С. Лескова, Ф.И. Тютчева, П.И. Чайковского, Н.Н. Миклухо-Маклая, Д.И. Менделеева и многих других.

Валааму довелось побывать в составе Швеции (XVIII в.) и Финляндии (1917–1940 гг.). Наивысшего расцвета монастырь достиг к середине XIX столетия, в годы 42-летнего настоятельства игумена Дамаскина (Кононова). А самый трагический период его истории пришелся на 40–80-е годы прошлого века, когда в монастырских стенах разместилась сначала школа боцманов и юнг, а затем дом инвалидов. Также на Валааме действовал рыбпромкомбинат.

Монашеская жизнь возродилась в 1989 году, с 1991 года монастырь имеет статус ставропигиального (то есть подчиняется непосредственно Патриарху, от имени которого текущими делами занимается игумен обители – епископ Троицкий Панкратий). Сегодня здесь насчитывается около 200 насельников. В обители сложился полноценный приход, действует культурно-просветительский центр и воскресная школа.

Совместно с коллективом Ассоциации специалистов по культурным маршрутам «Святыни неразделенного христианства» я веду работу над проектом одноименного культурного маршрута, поддержанного Министерством культуры России, Федеральным агентством по туризму и получившего грант Президента Российской Федерации в области культуры и искусства. Маршрут включает в себя наиболее значимые храмы, часовни и монастыри России и европейских стран, которые названы в честь святых Церкви I тысячелетия и в которых хранятся мощи этих святых, а также другие культурные памятники, имеющие отношение к общехристианским святым.

Культурный туризм, под которым понимают знакомство с культурой и культурной средой места посещения, приобретает все большую популярность. По разным данным, на него приходится от 35 до 60% мирового туристического потока (и это логично, ведь люди пресытились сугубо развлекательным досугом и стремятся даже на отдыхе узнавать что-то новое). Как отмечают теоретики туристического дела, этот вид туризма призван выполнять культурно-познавательную, образовательную, культуроохранную, консервационную, коммуникационную и миротворческую функции.

В ходе нашего трехдневного пребывания на Северном Афоне сложился, с моей точки зрения, весьма примечательный маршрут, который я рекомендовал бы не только паломникам, но и всем любителям культурного туризма. Святыни, расположенные в местах со столь богатой историей и природой (на Валааме насчитывается около 480 видов растений), старинной и изящной (вместе с тем отнюдь не помпезной) архитектурой, прекрасной инфраструктурой и приятной атмосферой, важно и полезно знать всем.

Гора Фавор

Чтобы попасть в монастырь, необходимо приложить усилия – подняться наверх

Фавор – гора высотой 588 метров в восточной части Изреельской долины, в Нижней Галилее, в 9 километрах к юго-востоку от Назарета. На ней произошло Преображение Господне: «Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 1–2).

Гость, высадившийся с теплохода на причале в Монастырской бухте Валаама, оказывается у подножия одноименной горы. Валаамский Фавор поднимается на 30 метров над уровнем Ладожского озера. Таким образом, дабы попасть в монастырь, необходимо приложить усилия – подняться наверх. И многие монастырские скиты построены так, чтобы к ним нужно было идти, затрачивая физические силы.

Фавор на Валааме с трех сторон окружен великолепными садами, которые веками возделывают монахи.

Знаменская часовня

С этой стоящей напротив входа в монастырь часовни, где в центре расположена икона Божией Матери «Знамение», обычно начинается знакомство с Валаамской обителью. Часовня воздвигнута в 1862 году в память о посещении монастыря Александром II и членами императорской семьи, о чем свидетельствует высеченная надпись в медальоне, поэтому часовню еще называют Царской. Она построена из карельского полосчатого мрамора, цоколь – из серого сердобольского гранита, и являет собой каменную арку с треугольным фронтоном, куда встроен каменный медальон.

Памятник апостолу Андрею Первозванному

Андрей Первозванный – один из двенадцати апостолов. Как следует из Евангелия от Иоанна, он первым был призван Иисусом Христом, поэтому именуется Первозванным. Когда ученики Спасителя разделили между собой страны, в которых предстояло вести проповедь христианства, апостолу Андрею достались восточноевропейские земли. Он был известен и почитаем на Руси. В начале XII века великий князь Владимир Мономах приказал внести в очередную редакцию «Повести временных лет» фрагмент о посещении апостолом Андреем Руси. Согласно возникшей легенде, он предпринял путешествие из Крыма в Рим через Ладогу и ступал на острова Валаамского архипелага. Попутно ученик Христа побывал на холмах, где впоследствии будет построен Киев, и благословил их.

В 2003 году на Валаам из Греции были принесены мощи апостола Андрея. Памятник Андрею Первозванному недалеко от Святых врат монастыря освятил в 2014 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Спасо-Преображенский собор

Основной храм Валаама созерцает каждый прибывший сюда, стоя у подножия горы Фавор.

Нижний храм был освящен в 1892 году во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Он построен в греческом стиле, поскольку зачинатели монастыря пришли на Русь из Византии. Это иноческий храм, своим интерьером настраивающий на погружение в себя и покаянную молитву. В настоящее время от дореволюционного собора ничего не осталось. К счастью, по сохранившимся фотографиям к 1996 году удалось воссоздать в общих чертах первозданный облик церкви.

В год десятилетия возобновления на Валааме монашеской жизни икона мироточила

Под спудом нижнего храма Спасо-Преображенского собора покоятся мощи преподобных Сергия и Германа. Над ракой установлен образ «Господь-Вседержитель с предстоящими». На этой иконе, уцелевшей чудесным образом, изображены преподобные Сергий и Герман, коленопреклоненно молящиеся за Валаамскую обитель. В год десятилетия возобновления монашеской жизни на Валааме эта икона мироточила.

Поблизости находится список Валаамской иконы Божией Матери. Богородица одета в темно-вишневый плащ и предстает будто огненный столп, соединяющий небо и землю, в середине которого, точно на престоле, восседает Младенец Иисус. Его правая ручка благословляет, а в левой находится держава, увенчанная крестом, – символ царской власти. По преданию, этот святой образ восходит к византийской чудотворной иконе «Никопея» («Победотворная»), написанной евангелистом Лукой. После разграбления крестоносцами Константинополя икона попала в Венецию, хранилась в закрытом киоте в базилике святого Марка и только с 70-х годах XX века доступна для обозрения. Вероятно, преподобный Сергий и Герман принесли список иконы «Никопея» на Валаам. Дерзну сказать, что самой своей историей эта икона стала общей для восточных и западных христиан святыней.

Со временем Валаамский образ Божией Матери был утерян, но его воссоздал в 1878 году Алексей Константинов, который позднее принял монашеский постриг с именем Алипий и возглавил Валаамскую иконописную мастерскую. Удивительно, что на момент написания иконы иеромонаху Алипию было всего 26 лет.

С приходом советской власти на Валаам в 1940 году братия монастыря покинула обитель и перебралась в Финляндию, основав Ново-Валаамский монастырь. Туда были перевезены многие предметы утвари, библиотека, архив и, конечно же, особо значимые иконы, в том числе Валаамская Божия Матерь. На Старом Валааме хранится точная копия иконы, выполненная в 1900 году отцом Алипием или его ближайшими учениками. Рядом с этой иконой находится ее уменьшенная копия, написанная в 2005 году специально для беспрецедентной миссии: с 8 сентября по 11 октября она более тысячи раз облетела Землю на борту космического корабля «Союз». По молитвам у Валаамского образа Божией Матери сотни больных получили исцеление.

Из нижней церкви, ступая по гранитной лестнице, вдоль которой на стенах изображены все русские святые, мы попадаем в верхний храм Преображения Господня. Он более светлый, торжественный и просторный (вмещает 3000 человек). Сооружен храм в 1896 году в русском стиле. На строительство пошло 3,5 миллиона кирпичей (каждый весом по 7 кг), изготавливавшихся прямо на острове из местной глины. Над иконами для иконостаса трудились иеромонах Алипий и его ученики. Росписью стен руководил другой одаренный мастер – монах Лука (Богданов), начальник Валаамской школы живописи. В советские годы заброшенный собор медленно разрушался. Реставрация началась в 1980-х годах, спасти получилось только часть росписей.

19 августа 2005 года в престольный праздник обители – день Преображения Господня – Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, глубоко любивший Валаам, совершил великое освящение монастырского собора.

Надвратная церковь святых апостолов Петра и Павла

Петропавловская церковь над Святыми вратами – главным входом в монастырь – построена на заре XIX века в стиле русского классицизма XVIII века. Этот храм разделил печальную участь других монастырских зданий: в 1940 году курсанты школы боцманов и юнг разорили и осквернили его; например, золоченые колонны, украшавшие иконостас, были сняты и использовались как сценические декорации в клубе, устроенном в нижнем храме Спасо-Преображенского собора.

Храм реставрируется, богослужения совершаются один раз в год – на праздник святых апостолов Петра и Павла. Убранство храма строгое.

Храм святой Живоначальной Троицы и иконы «Живоносный Источник»

На противоположной стороне от Петропавловского храма находится церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Она была сооружена в 1814 году. В 1837 году по инициативе благотворителей храм надстроили, освятив новую верхнюю церковь во имя святой Живоначальной Троицы.

Архитектурный облик храма такой же простой, как и у Петропавловской церкви, хотя внешне храм значительно массивнее и тяжелее. Украшали его карнизы сложного профиля и иконы в медальонах.

В годы советско-финской войны (1939–1940) он наиболее сильно пострадал от бомбежек. Сейчас церковь возрождена.

Исторически храм святой Живоначальной Троицы и иконы «Живоносный Источник» был больничным. К нему примыкали монастырская больница и аптека.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Храм Успения Пресвятой Богородицы освящен в 1785 году в качестве трапезной церкви. В православных монастырях трапезная нередко соединена с храмом, ибо совместное вкушение пищи считается неотъемлемым продолжением богослужения. Обед завершает Литургию, а ужин (по-славянски «вечеря») – вечерню с повечерием и монашеским правилом.

Свой современный вид церковь приобрела в результате многочисленных перестроек конца XVIII столетия и 60-х годов XIХ века. Она напоминает псковско-новгородские храмы XV века: простое квадратное здание, стены которого прорезаны лопатками, увенчанное небольшой луковичной главкой на тонком глухом барабане.

В советский период здание Успенской церкви занимал поселковый магазин, тем не менее в этом храме сохранились на своих местах одиннадцать икон, написанных на рубеже XVIII–XIX веков специально для его иконостаса. Эти росписи обнаружили реставраторы под слоем масляной краски.

В 1994 году Успенский храм был освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Никольский скит