Часть 1
24 февраля 2022 года под видом специальной военной операции на Украине началась священная война по освобождению древних русских земель от нацистско-сатанинской оккупации, близкой к таковой же 1941-1944 гг. Это было сразу очевидным православным людям, но совсем не было понятным остальным, особенно высокопоставленным.
Едва ли будет преувеличением сказать, что с самого начала СВО Господь и жизнь показали глубочайший кризис (точнее болезненность) России – слабую дееспособность (скажем мягко) высшего церковного и государственного руководства в планировании и проведении священной освободительной войны. Выявилась неспособность мобилизовать и повести за собой страну.
Армия не была готова ни стратегически, ни тактически, ни кадрово, ни технически. Государственным руководством не только не подготавливались временные военные администрации для освобожденных территорий: не было даже никакого политико-административного плана для них, например, в виде создания народных республик с мобилизацией всего пророссийского населения! В информационное сражение не посчитали нужным включаться вообще: ни в плане подавления вражеских рупоров, ни развертывания своих. Идеологического обеспечения, особенно значимого в условиях необходимости раззомбирования украинского населения, не было никакого вообще: символом безмозглости либо даже диверсии стали никак не обоснованные латинские знаки Z, V, O. Идеологическая импотенция была совсем неудивительна – хотя бы в силу полного многолетнего отрезания Кремлем самого себя от патриотической интеллигенции и якшанья с прозападно-либеральной, а еще более – из-за страха усилить саму патриотическую интеллигенцию и ее влияние в обществе, ибо таковые, скажем прямо, являются враждебными и угрожающими для правящей российской элиты и ее интересов.
Высшее политическое – военно-стратегическое и дипломатическое – сопровождение действий русской армии на Украине было явно представлено поиском новых «Минских соглашений – 3» со всеми их атрибутами – «Стамбулами» со сдачей Черниговской, Киевской и Сумской областей, зерновыми и аммиачными сделками, выдачей нацистской элиты «Азова», бесконечным нытьем высшего руководства РФ о вожделенных переговорах и перемирии с Украиной и Западом в целом, сбрасыванием сотен миллиардов долларов государственных сбережений Западу вкупе с продолжением свободного вывоза капитала, продолжением колониально-ресурсного снабжения Украины и Запада, свободным возвращением беглых западников-коллаборационистов из гуманитарной сферы и продолжением их подрывной деятельности в РФ, отсутствием даже малейших кадровых сдвигов и начала диалога с патриотической общественностью. Вводивший с самого начала СВО патриотическую общественность в недоумение старый вопрос о соотношении глупости или измены, с каждым днем всё более явно указывал на превалирование второй. Говоря прямо: после провала «торжественного прохода российской армии по Украине парадным маршем» буквально через несколько недель после начала операции руководство РФ, не говоря уже о ее политической элите, стало искать «мира любыми способами» с западными господами. Потому что всерьез противостоять Западу ни секунды не собирались. Однако Господь не позволил и не позволит этому состояться.
Но что же Русская Православная Церковь?! Церкви долгое время практически не давали доступа в воюющую армию. И не столько по причине желания лишить военных духовной поддержки и утешения, сколько из-за того же страха набирания Церковью своего влияния над умами и сердцами в армии, а через нее – во всем российском обществе и государстве (в том числе через генералитет). Однако и здесь возможности компрадорских «сдерживателей» России и Церкви ограничены. А вот что же сама Русская Церковь?! Точнее, – с учетом того, что Церковь живет во всех своих членах, включая са́мого простого мирянина, – высшее церковное руководство?!
Данный вопрос нужно сразу разделить на две части: о Русской Церкви на Украине (УПЦ МП) и Русской Церкви в Российской Федерации. В российском информационном пространстве наиболее страстно звучат упреки в адрес именно первой – за ее недостаточное исповедничество, за нотки самостийности, за частичное прекращение поминания на богослужении патриарха Московского и Всея Руси и административное отстранение от Московской Патриархии в целом (собором в Феофании). Последнее почти неизбежно для любого независимого государства, особенно враждебного (вспомним опыт позднего ВКЛ, Речи Посполитой, Третьего Рейха). Что касается исповедничества, то бросание архиерейством себя на амбразуру, тем более, бросание не только себя, но и всей Церкви, – это точно не то, что кто-то вправе требовать от христиан (как это постоянно нагло делает засланный «патриот» Соловьев-Шапиро), к тому же сразу и всех вместе. К тому же архиерейству на Украине (как и всем пророссийским людям) приходится действовать, имея перед собою опыт постоянных предательств («жестов доброй воли») со стороны российского руководства, явной слабости России из-за ее правящей элиты, – бороться за выживание без ясной надежды на помощь с Востока.
Однако и в этих условиях к Церкви в Малороссии можно предъявить упрек: собственно, всё ли делала УПЦ МП, крайне влиятельная как раз среди населения Центральной и Северо-Западной Украины, чтобы не допустить впадения его в безумство ереси украинства, – русофобского нацизма и политического униатства, – и проповеди Святой Руси? Разумеется, речь, прежде всего, о периоде до 2014 года. Но и теперь! Да, обо многом в условиях антихристианской оккупации нельзя говорить (но не обо всем, так как враг также вынужден маневрировать в отношении Церкви безусловного большинства на Украине). Но ведь можно молчать! Особенно о том, о чем явно «не просят» говорить!
Украинский «Союз православных журналистов», в целом известный за свой охранительный дух, выдал в августе видеопроповедь «Война в Украине и царство земное: нужна ли верующим православная империя?» с характерным анонсом: «В РПЦ говорят, что война в Украине – “великая отечественная”, что она должна ознаменовать построение православной империи, что солдаты РФ – это подвижники, которые воюют на стороне добра и имеют Божественную поддержку. Так ли это? И нужно ли вообще православным свое царство на земле?». На него последовал ряд веских откликов, из которых выделим заметку «Хуторское “богословие” УПЦ против православного духа».
Оставим в стороне отмеченные лукавства представителей Церкви на Украине о «враждебности Русской Церкви к украинцам», о «невозможности единства РПЦ и УПЦ после нападения РФ на Украину», о «безучастности патриарха и российских архиереев к страданиям украинцев» и «злорадстве гонениям на Церковь в Украине», об «удовлетворенности православных украинцев жизнью в современной Украине», об «а что, если российский солдат не верующий или мусульманин?» – здесь еще может быть найдено отражение действительно сложной ситуации братоубийственной войны. Только как можно при этом откровенно нападать не на «отдельных архиереев и священников», а на всю РПЦ! Но уж особенно: как можно раскрывать рот по отвлеченной теме о православной монархии и империи и утверждать их ненужность для самих православных христиан как таковых и православных на Украине, в частности?! А что нужно?! Прозападная либеральная демократия Кучмы-Януковича (или, скажем прямо, Ельцина-Путина)? Дехристианизация населения, общественной жизни, культуры с планомерно усиливающимся гонением на саму Церковь? И православным должно быть всё равно?! В стране, где, помимо прочего, свободно шествуют содомские ЛГБТ-парады, а земля целыми областями отдается западным ТНК! А новозаветно-святоотеческое учение о Катехоне, о Третьем Риме – это «сказки про белого бычка» для «православных наставников» из Украины?!
Между тем, эти горе-наставники, вместо поиска пусть и предельно иносказательного отрезвляющего и умиротворяющего воздействия на блудных малороссийских сыновей Святой Руси, несут околесицу в виде саркастического утверждения о «порочности» самой идеи возрождения православной Империи с государствообразующей ролью Православной Церкви. О том (с 8.55), «стоит ли вообще Православной Церкви бороться за симпатии власти, ведь бойня в Украине – никакая не священная, не великая и не отечественная, это – не битва добра со злом, это – война одного государства против другого за свои государственные интересы, война, которых в истории человечества были сотни и тысячи… Украинцам никакая Российская Империя точно не нужна! А нужна ли она православным россиянам?.. Христианам не нужны империи и монархии: рано или поздно все они разрушаются. Исчез Рим, исчезла Византия, исчезнет и Россия, и Украина, и США [сливаясь, добавим от себя, в царстве Антихриста], истинное наше царство –… в небесном Иерусалиме. А тут, на земле, борьба между добром и злом проходит в нашем сердце, а не между государствами». И весь этот бред – под звуки гимна «Боже, Царя храни» и демонстрацию Успенского собора Киево-Печерской Лавры, вскоре отобранного у Церкви «все равно какой властью»! Нет, это уже не темник от СБУ, это – из анекдота про монаха с яйцом над свечкой в Страстную Пятницу и дьявола, который до такого-де и додуматься бы не мог.
Однако что же сама Московская Патриархия?! Смогла ли она стать вдохновителем и духовным вождем русского народа в действительно священной войне?! Следует признать, что нет! Даже, собственно, признать эту войну священной и донести это до самого русского народа не смогла! Хоть что-то извещать о тех, в частности, духовных и идеологических заблуждениях, государственных неправдах, которые сопровождают (точнее определяют) войну с первых ее дней. Да и что можно ожидать от церковного ведомства, ответственного за собственно информационно-идеологическое освещение Церковью происходящего в обществе, если его возглавляет светский либерал Владимир Легойда!
Скажем прямо, в Московской Патриархии, несмотря на вынужденные патриотические слова, по-прежнему живет космополитический дух и подозрительность (если не неприязнь) к «политическому богословию»: вышеуказанное украинское «неполитическое богословие» в спокойной обстановке было бы в том же виде повторено многими чиновниками Патриархии! Что доказывалось и многолетней ее политикой с самого начала войны на Донбассе, когда патриарх Кирилл раньше всех политиков поздравил Порошенко-Вальцмана с «победой на президентских выборах» (это уже после киевской, одесской, мариупольской, славянской боен), российские священники, окормлявшие ополчение Новороссии подвергались прещению, а экуменический глава церковной дипломатии митрополит Иларион возмущался попыткам называть Церковь на Украине Русской, защищая ее украинство! Но самое важное: за все годы до февраля 2022 года ни разу Московской Патриархией не было сказано о происходящем на Украине сатанизме в многообразных его проявлениях! И никогда и ни за что в церковные молитвы не включались прошения к Богу о победе если не русского, то просто православного воинства! На литургических ектеньях звучали только молитвы о примирении с богоборцами – нацистами, сатанистами, гонителями Церкви.
Да что говорить! И сейчас и близко нет такой молитвы, естественной во все века! Хотя молиться о победе православного воинства вполне могла бы и Церковь на Украине: ведь, по мнению даже украинствующих (в том числе в ней самой), украинское воинство – гораздо более православное, чем российское! Ну так чего бояться: Господь Сам разберется и укажет, чье воинство православное!
Но нет не только подобной соборной церковной молитвы. Нет и вменяемого общего четкого разъяснения русскому народу (прежде всего, самому воинству) ясных духовных смыслов происходящего на Украине – войны и всего вообще! Даже сейчас нет, – когда уже «беречь украинскую Церковь от лишних нападок», а «украинское население – от усиления злобы» просто бессмысленно! Потому что не в этой «заботе» причина, а в отсутствии собственного ясного понимания и дерзновения отстаивать его вопреки воле идеологического управления Кириенко-Израителя в Администрации Президента. Понимания, которое уже по одиночке вынуждены провещать отдельные архиереи, священники, православные миряне-общественники (приведем в пример собственные публикации «Украинская Голгофа», «Нацистское русское янычарство – точный диагноз и приговор проекту украинства», «Пора образумиться: об обращении к святым Царственным мученикам»). Начальник Войсковой Православной Миссии, постоянно пребывающий на фронте, Александр Чернавский прямо пишет: «Русская Православная Церковь слишком далеко отдалена от принятия государственных общенациональных решений, а в современных условиях выступает более за мир между братскими народами, чем за духовную мобилизацию по вооруженной защите ценностей Русской цивилизации. РПЦ не может в современных условиях сплотить и возглавить общенародные оборонительные силы».
А нет понимания – не может быть и искреннего и действенного призыва! Про призыв к указанному обращению к Царственным мученикам, к русскому народу с проповедью сугубого покаяния, ко всему российскому государству о необходимости сплочения и искоренения всякого чужебесия и предательства – уже и мечтать не приходится!
Дмитрий Куницкий
.
.