Роль защитников суверенитета по традиции сыграло руководство МИД, а также представители ТЭК и, частично, финансово-экономического блока. Впрочем, их патриотизм оказался размыт заявлениями главы ВЭБ Шувалова и вице-премьера Белоусова о «новой экономической модели», по которой курс рубля не должен укрепляться более 70 единиц за доллар. В представлении адептов Pax Americana, которые и не знают другой экономики, Россия должна оставаться полуколониальным сырьевым придатком. Ну а когда дошло до чиновников от цифры и здравоохранения, смотреть этот шабаш далее стало просто невозможно. Но кое-какие их сентенции заслуживают отдельного разбора, который мы и предлагаем читателям.
Начнем с приятного – с патриотического блока, пусть это и весьма условная характеристика если знать где живет и кем работает та же дочь Лаврова (это к вопросу о заступничестве главы МИДа за ВОЗ). Сюда входит и популистский патриотизм – в духе главы Минфина Антона Силуанова, призвавшего пересадить всех российских чиновников с люкс-иномарок на отечественные «Лады». Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя предложение Силуанова, заявил, что он, как и все госслужащие, к этому готов. Учитывая возможности Пескова (до недавнего времени) путешествовать по морям-океанам на роскошной яхте, звучит все это утопично.
А вот Силуанов в своих размышлениях о сути глобализации прямо-таки открыл Америку, разглядев наконец главный вектор и движущую силу этого процесса:
«Глобализация, которой мы ранее шли, совсем не такая комфортная к нашим странам. Тут четко проявилась система «свой»-«чужой». Мы столкнулись со всеми препятствиями, и выяснилось, что нам нужна новая промышленная политика с опорой на критические технологии, которые мы сами должны производить. И конечно нам нужно больше свобод для предпринимателей, меньше администрирования, больше защищать собственность… Это как есть у нас доктрина продовольственной безопасности, так нужна доктрина технологической безопасности», – заметил Силуанов на панельной сессии, посвященной будущему экономики России.
Почин был продолжен главой ВТБ Андреем Костиным, на днях заявлявшем о «конце эпохи глобализации».
«Я бы ограничил деятельность сегодня иностранных банков в России, это я могу сказать, потому что по отношению к нам поступают совершенно несправедливо, в том числе в отношении нашего германского банка», – сказал Костин в кулуарах ПМЭФ.
По словам банкира, надо вести речь о зеркальных мерах в ответ на санкции. Впрочем, Европа ввела серьезные санкции против своих же граждан. Как отметил вице-премьер Александр Новак, из-за отказа ЕС от российских энергоносителей и спровоцированного этим роста цен в текущем году европейцы круто переплатят за топливо.
«Европа в прошлом году за энергетические ресурсы в целом заплатила где-то 350-400 млрд. евро, а в этом году, благодаря тем решениям, которые она приняла по поводу эмбарго на нефть и нефтепродукты, по поводу заявлений, которые звучат относительно постепенного отказа от российского газа, за счет роста цен, которые произошли, Европа переплатит еще примерно 400 млрд. евро», – заявил Новак на сессии ПМЭФ «Мировой рынок нефти и газа сегодня и завтра».
«Газпром» не почувствовал существенного урона от санкций, если верить его главе Алексею Миллеру.
«Да, у нас снижение поставок газа в Европу на несколько десятков процентов. Только вы знаете, цены то выросли не на десятки процентов, а в несколько раз, поэтому уж извините, но если скажу, что мы ни на кого не в обиде, то не покривлю душой», – сказал Миллер.
Чтобы продемонстрировать «уважаемым партнерам» возможности работать на других рынках, на ПМЭФ было подписано соглашение между зампредседателя правления «Газпрома» и вице-президентом китайской CNPC, касающееся дальневосточного маршрута поставок российского газа в Китай. В документе зафиксированы основные технические параметры трансграничного участка газопровода, в том числе подводного перехода через пограничную реку Уссури, а также физико-химические параметры газа, предназначенного для поставок. Явный задел на длительное сотрудничество.
Новак также между делом заметил, что большинство европейских клиентов «Газпрома» (90-95%) перешли на оплату в рублях.
Затем эстафетная палочка в части «нашего ответа Чемберлену» перешла к МИД РФ. Мария Захарова жестко ответила на идею министра финансов Литвы Гинтаре Скайсте – взыскать замороженные активы России в пользу Украины.
«Конфискация частной собственности у лиц за их политические или иные убеждения является вопиющим нарушением принципа как раз той самой демократии, либеральной демократии, рыночной экономики, всех фундаментальных ценностей и подходов Запада. Какое-либо использование средств как российского государства, так и его граждан без согласия законных владельцев, конечно, будет трактоваться российской стороной как неправомерный и абсолютно демонстративно недружественный выбор конкретной страны, ее властных структур. И это все будет давать нам право на адекватные ответные действия, какими они будут, будем смотреть по ходу развития событий», – подчеркнула официальный представитель российского МИД.
Министр Сергей Лавров был еще более остер на язык и использовал оговорку журналистки в ходе интервью, заявив, что «точно дал бы Украине членство в члены» ЕС.
Все это конечно правильно и весело, но пора вернуться к принципиальным вопросам будущего российской экономики. И тут оказалось, что на ПМЭФ чиновники, формирующие это самое будущее, видят его весьма своеобразно.
«Россия – одна из стран мира, которая сохранила суверенитет и способность реализовывать свои национальные цели и национальные интересы, проводить политику в соответствии со своими национальными интересами, что не исключает взаимодействия с другими странами. Следует переосмыслить ресурсы суверенитета в новых условиях. Самый болезненный удар, который нанесли санкции по всем странам без исключения, это то, что они показали, что никаких правил не существует», – считает вице-премьер Белоусов.
Однако затем Белоусов сделал заявление, четко показывающее, что сам он соблюдает правила «вашингтонского консенсуса».
«Рубль сегодня переукреплен. Равновесным, комфортным для нашей промышленности является курс от 70 до 80 рублей за доллар», – заявил Белоусов.
То есть США нужно укрепление доллара, ЕС – евро, Китаю – юаня, а России, оказывается, для успешного развития нужен слабый рубль? При том, что от экспорта газа за валюту мы уже отказались. Как понимать такую позицию Белоусова?
Или вот еще – глава ВЭБ, экс-вице-премьер Игорь Шувалов придерживается аналогичного мнения – и уже очевидно, что Правительство в целом разделяет эту позицию в рамках прописанной им «новой экономической модели».
«Денежно-кредитная политика России должна отталкиваться от той новой модели экономики, которую власти намерены построить. Под эту модель нужно подстраивать и ключевую ставку, и говорить об инфляции. В этой новой модели нужно ли в 2024 году иметь инфляцию 4% – на это должны ответить финансовые власти. Мне представляется, что с курсом 70 и ключевой ставкой 7,5% мы в состоянии в спокойном режиме стартовать», – сказал Шувалов на одной из панелей ПМЭФ.
Вот оно как – и с инфляцией, по Шувалову, оказывается, особо бороться не надо. Еще дальше пошел советник президента, «чикагский мальчик» Максим Орешкин:
«То, что происходит в мире – не краткосрочная история, а глубинные изменения. Как прежде у нас уже не будет – и чем быстрее управленцы в частном и госсекторе это осознают и начнут работать соответствующим образом, тем лучше будет нашей стране.
Экономика Советского союза была не эффективна, потому что она была: не конкурентна, закрыта и сверхцентрализована. Сегодня ничего этого нет, и в России уже не будет. Другая модель, более эффективная, способная на создание нового, на противостояние пандемии и работу бизнеса сейчас показывает, что мы умеем справляться и будем справляться», – радостно вещал Орешкин.
Вопрос Орешкину на засыпку – как это «неэффективная экономика» СССР долгое время оставалась второй в мире по ВВП. И на каком месте сегодня находится «эффективная» РФ? Он всерьез гордится тем, как наша экономика противостояла «пандемии»? Что ж, напомним: в конце декабря 2020 г. Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова подсчитала, что за время буйства вируса около 4,5 млн. ИП и предприятий малого и среднего бизнеса прекратили свое существование. Это просто беспрецедентные цифры, хотя и не самые ужасные… Потому что за первую половину 2021 г. число закрывшихся ИП и фермерских хозяйств вообще увеличилось на 81% по сравнению с первым годом пандемии. Получается, что на самом деле Орешкин гордится уничтожением мелкого и среднего предпринимательства в ковидное время.
На панели, посвященной финансам страны, модератор, глава комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров силился выбить из «наших» экономистов хоть какую-то конкретику, но добиться ничего не смог. Он интересовался, будет ли по-прежнему работать бюджетное правило, ограничивающее расходы бюджета, или, напротив, пойдет более свободное финансирование от Правительства?
«Какой вы видите модель финансовой системы России будущего, чтобы решить наши основные проблемы?», – прямо спросил Макаров у главы ЦБ.
«Вот в такие сложные периоды у нас две крайности: «давайте разрушим все под корень» и «давайте не будем ничего менять, авось как-нибудь подстроимся». Думаю, что истина – посередине. Устойчивость финансовой системы – это безусловная ценность. Это меняться не должно. Теперь о том, что должно меняться. Первое и срочное – создание новой системы международных расчетов, основанной на партнерстве, не ориентируясь на западные элементы. Вторая задача – финансовая система должна поддерживать структурную перестройку экономики.
Так называемые стабилизационные валютные ограничения, когда в условиях заморозки золотовалютных резервов на отток капитала мы не можем реагировать интервенциями, мы можем только перекрыть этот отток капитала. Такие ограничения на движение капитала коснулись широкого круга физических и юридических лиц, резидентов и нерезидентов. По мере стабилизации финансовой системы эти ограничения постепенно ослабляются. Мое мнение, что они должны быть сняты, во всяком случае большинство из них», – мягко ушла от ответа Набиуллина.
То есть «партнеры» из международных структур вроде МВФ добились своего – отток капитала из России вскоре вновь пойдет без ограничений. Его прекращение – одна из немногих реально суверенных экономических мер, о которой много писал экономист Сергей Глазьев еще 10 лет назад.., но и это решение, как видим, не выполняется.
«Всегда считалось, что экспорт – наша самоценность: у нас поступает валютная выручка в страну. Но если на этот экспорт не покупается импорт, то нужно переосмыслить и, наконец, думать о том, что значительная часть производства должна работать на внутренний рынок: большая степень переработки, большее создание конечной продукции», – наконец Набиуллина выдала мысль, с которой трудно не согласиться.
Как и ожидалось, во внутренней повестке финблока РФ – разброд и шатания. Но в целом, помимо косметических мер поддержки граждан и корпораций, никакого масштабного разворота к автаркии нет и не планируется – это было заявлено четко. Но одним лишь пиаром слабого курса рубля для глобалистов дело не закончилось… Еще более интересным получился блок здравоохранения – тут повестка звучала исключительно наднациональная. Министр здравоохранения Мурашко уверенно заявил, что ГМ-коктейли от ковида вскоре будут включены в нацкалендарь профилактических прививок. Как настоящий вакцинолоббист, Мурашко признался, что сейчас плотно работает с депутатским корпусом – «для того, чтобы это двигать дальше…»
Всем, кто в теме, понятно, что ФЗ о нацкалендаре прививок не может стоять выше Конституции, выше других профильных законов – “Об иммунопрофилактике” и “Об основах охраны здоровья граждан”. Но при этом он даст возможность вакцинному лобби Гинцбурга и Ко давить на учителей, врачей и ряд других профессий (указанных в Постановлении Правительства №825). Уже не в период активного “распространения инфекции”, который определяет Роспотребнадзор, чтобы колоть людей по эпидпокаказаниям, а постоянно.
Отказников от уколов могут не допустить к работе – в школах, поликлиниках, детсадах, больницах. То есть удар будет нанесен по важнейшим социальным профессиям! Именно поэтому консервативная общественность и противники принудительной “медицины” с опорой на позицию спикера Госдумы Вячеслава Володина смогли отбить ковид-уколы в нацкалендаре в 2021 году. Но это же еще и многомиллиардные бюджетные средства – так что понятно, почему Мурашко и фарм-лобби в Правительстве (родня вице-премьера Голиковой, владеющая фармкомпанией, и не только) так активно топит за нацкалендарь.
Затем Мурашко продолжил вещать о выполнении методичек ВОЗ, никаких проблем в отношениях с этой конторой у него нет:
«Международное сотрудничество сохраняется, и оно обязательно в этой ситуации. У нас появился закон о биологической безопасности, который является ключевым в Российской Федерации. Причем несколько стран такое же нормативное регулирование у себя приняли. Во многом оно схоже, если даже не сказать – по единым шаблонам построено, со своими национальными (особенностями)… Это говорит о том, что пути движения всех стран примерно одинаковы…
И плюс в рамках Всемирной организации здравоохранения сегодня создана группа, которая занимается разработкой и готовностью к новым вызовам. Это было на Всемирной ассамблее здравоохранения (в мае с.г. – прим. ред.) озвучено генеральным директором, сегодня эта работа уже началась. Поэтому все делают свои выводы. Есть предложения по Международным медико-санитарным правилам. Кто-то говорит, что их надо кардинально пересматривать. Позиция РФ такова, что они не могут быть пересмотрены кардинально, ключевые какие-то вещи сделаны правильно, поэтому с учетом новых вызовов какие-то корректировки возможны.
Стратегия Правительства РФ по безопасности включает щит (госпрограмма «Санитарный щит» – прим. ред.). Ключевыми вещами в нем являются идентификация (антигена – прим. ред.), разработка тест-систем и формирование в течение 100 дней новых вакцинных препаратов».
Спрашивается, кто же мастерил эти «единые шаблоны» для всех стран, почему не закончили мысль, господин министр? Раз уж начали откровенничать, доводите до конца. Кто сделал «пути движения всех стран примерно одинаковыми»? Кто координирует эти процессы, кто пишет всем модульные законопроекты? Очевидно же, что это было косвенное признание в наднациональном управлении странами мира из единого центра, кто-то еще не понял этого, будет и далее именовать это «конспирологией»?
Как видим, «наш» министр горой за сдачу нацсуверенитета ВОЗ в рамках обновленных ММСП, а также, в рамках реализации тех же планов глобалистов, у нас реализуется программа по разработке и вводу в массовый обкол новых биотехнологических (в том числе – генномодифицированных) «вакцин» от любых новых возбудителей. А эти самые возбудители, как нам обещают в ООН, ВОЗ, а также в НИЦ Гамалеи и прочих «Векторах» – обязательно появятся. Вот такие мрачные перспективы в здравоохранении…
После Мурашко слово взял его куратор – директор Европейского регионального бюро Ханс Хенри Клюге. Его главная «забота» о человечестве, как все уже догадались, исключительно в том, чтобы в кратчайшие сроки всех обколоть:
«Скорость, с которой создавались и распространялись вакцины от СOVID-19, демонстрировала чудеса современной науки и производства. Но к, сожалению, доступ к дозам вакцин был сконцентрирован в странах с высоким уровнем дохода, и это неравенство ощущается по всему миру… Наша инициатива COVAX как раз направлена на то, чтобы обеспечить все нуждающиеся страны 2 млрд. дозами вакцин.
Спустя полтора года после начала вакцинации от COVID-19 33% населения не получили ни одной дозы вакцины. Что же мы должны делать на глобальном и национальном уровне? Подготовка – это ключ к реагированию на любой кризис в области здравоохранения. Мы должны сделать глобальную архитектуру здравоохранения, не оставляя без вни