1. (264-241 до н.э.) Успехи. Неудачи. Победа.
Волнующие события нашей спецоперации по денацификации Украины своей очевидной актуальностью отодвинули на второй план изложение событий войны Первого Рима с Карфагеном за гегемонию в тогдашней ойкумене. Но эта задержка позволила автору по-новому взглянуть на события той давней войны, и найти в ней несомненные аналогии с нынешней войной уже Третьего Рима с Карфагеном современным, для которого та же Украина является лишь орудием в его вечной войне против Вечного Рима.
Более того, понимание глубинной сущности победы Рима в той войне, ‒ войне за саму возможность его существования, ‒ будет очень полезно для понимания значения текущего сражения глобальной войны за существование уже Третьего Рима, и уяснения необходимого условия для одержания нами победы в этой войне.
По причинам, что станут ясными из дальнейшего изложения, неудачи Рима в 1-й Пунической войне выделены в единый текст с уточнением хронологии событий.
Неудачи Рима
От битвы при Тунете до поражения при Дрепануме (255-249)
Удача отворачивается от Рима
И Риму подобает умеренность
Напомню читателям, что в конце 256 года[1] Карфаген, удрученный постоянством римских побед в уже девятилетней войне, согласен был выйти из войны, примирившись с потерей и Сицилии и Сардинии. Война могла закончиться на пятнадцать лет раньше.
Однако, Марка Атилия Регула, видимо, находящегося в эйфории от постоянных побед, нелегкая занесла на путь пушкинской старухи, пожелавшей стать владычицей морскою. Предложенных Карфагеном условий мира, которых потом пришлось Риму еще долго добиваться, Атилию показалось мало. Самоуверенность Регула обошлась Риму в сотни тысяч солдатских жизней и стала гибельной для него самого.
Послевоенное устройство Западного Средиземноморья, надменно обрисованное римским консулом послам Карфагена, было для тех чересчур, даже в том положении, в какое их поставили римские войска и восстание ливийцев с нумидийцами. Карфаген не только лишался Сицилии и Сардинии, но должен был уничтожить свой военный флот и поставлять корабли Риму по первому его требованию. Фактически это означало лишение Карфагена статуса великой державы и превращало его в римского сателлита.
На такие условия, при всем своем отчаянном положении
, карфагенцы соглашаться не собирались. Переговоры были прерваны, и война продолжилась. Впрочем, боевые действия по причине наступившей зимы временно затихли, и у Карфагена появилась возможность подготовиться к новой схватке. Вообще-то говоря, шансов на победу у карфагенян практически не было, и зима 256-255 гг. могла оказаться для них последней.
И тут на исторической сцене из ниоткуда возник стратег Ксантипп Лакедемонянин. Своим здравым взглядом на текущее положение он смог завоевать доверие старейшин и военных Карфагена и получить под начало армию, которую за зиму привел в боеготовое состояние.
Регул же зиму провел в Тунете, почивая на лаврах прошлогодних побед и не предпринимая усилий по повышению боевой эффективности своего экспедиционного корпуса. Результат был предвидим.
Битва при Тунете 255 года
В состоявшейся в начале весны 255 года битве при Тунете или иначе – в битве при реке Баграде, войско Регула было наголову разбито Ксантиппом.
Силы сторон были примерно равны по численности пехоты: у Ксантиппа ‒ 12 000 пехотинцев, включая 5 000 ветеранов из Сицилии. У Регула ‒ 15 000. Но в коннице у карфагенцев было восьмикратное преимущество: 4 000 всадников против 500 у римлян. Кроме того, у Ксантиппа было 100 слонов, которых он сумел эффективно задействовать, едва ли не в первый и последний раз за все Пунические войны.
Согласно Аппиану Александрийскому, Регул совершил ошибку, когда, приблизившись к противнику после дневного марша, проходившего в жаркую погоду, сразу двинул своих усталых людей в бой. Еще раз – налицо недооценка противника на фоне прошлогодних побед.
Стоит также учесть, что 1 марта – по 153 год до н.э. начало Нового Года по-римски ‒ означало конец консульских полномочий Регула, и он, очень похоже, хотел окончить свой срок еще одним триумфом. Тем паче, что его коллега Вульсон уже успел получить таковой за общую победу при Экноме.
«Во время марша римляне неоднократно подвергались нападениям легковооруженных отрядов карфагенян. Когда вечером войска Регула приблизились к лагерю противника, то римский полководец дал сигнал к атаке. Но так как врагов разделила река, то римлянам пришлось потратить значительное время на переправу.
Пока войска Регула преодолевали водную преграду, армия карфагенян вышла из лагеря и построилась к бою»[2].
Ксантипп расположил свои силы следующим образом: центр заняли боевые слоны, поддерживаемые с правого фланга отрядом наемников, оба крыла состояли из кавалерии. Перед строем была рассыпана легкая пехота, а в тылу, за слонами, построилась фаланга карфагенян.
Регул, закончив переправу, поставил в середине римские легионы и союзные отряды, прикрытые легкой пехотой перед фронтом. Видя, что противник собирается кинуть слонов в атаку по центру, Регул уплотнил строй легионеров, надеясь сосредоточенным метательным огнем остановить натиск животных. По флангам римской армии расположились конные отряды.
План битвы при Тунете 255 год: карфагеняне вверху, римляне внизу и слоны посередине
Сражение началось с боя кавалерии и легкой пехоты. Заставив отступить легковооруженные отряды римлян, стрелки и метатели карфагенской армии бросились на помощь своей коннице.
Римские всадники и до того едва сдерживали натиск превосходящей по численности почти на порядок кавалерии карфагенян, когда же на римлян дополнительно обрушился ливень стрел и каменная картечь, остатки конницы Регула были в буквальном смысле сметены.
Тогда Ксантипп отдал приказание вести слонов вперед и разорвать неприятельские ряды, а коннице велел окружить неприятеля с обоих флангов и напасть на него.
Римские легионеры «по существующему у них обычаю забряцали оружием и с дружным криком ударили на неприятеля»[3].
Левый фланг римской пехоты ударил в правый фланг карфагенян, принудил их к отступлению и гнался за ними по пятам до самого лагеря Ксантиппа. Но центр принял на себя всю тяжесть удара. Бой легионеров и карфагенских слонов был особенно жестоким.
«Передние ряды, которые стояли против слонов, при столкновении с ними были оттиснуты напором зверей, опрокинуты и гибли в борьбе с толпами. Благодаря многочисленности задних рядов, общий строй всего войска оставался некоторое время нерушимым.
Но потом, когда последние ряды были окружены со всех сторон конницей и вынуждены оборотиться и вступить в битву с нею, когда те из римлян, которые пробились между слонов вперед и, находясь уже позади зверей, натолкнулись на стройную фалангу[4] карфагенян, тогда положение римлян стало безнадежным.
Большинство их было раздавлено мощными животными, остальные гибли на поле битвы под ударами копий многочисленной конницы, и лишь немногие бежали. Так как отступление совершалось по равнине, то часть римлян была раздавлена слонами и конницей»[5].
Битва окончилась полной победой карфагенян: римская армия была истреблена. Сам Регул и еще пятьсот его солдат попали в плен. «Со стороны карфагенян пало около восьмисот наемников, поставленных против левого неприятельского фланга.
Из римлян спаслось около двух тысяч человек. Все прочее войско погибло [13 000 тяжеловооруженных римлян легли на поле сражения].
Уцелевшие манипулы римлян пробились сверх всякого ожидания в Аспид.
[У читателя есть возможность взглянуть на карту военных действий в Африке в 256-255 годах, и убедиться, что проход этих двух тысяч римских легионеров на свою базу после гибели большей части своих войск, при наличие превосходящих сил торжествующего неприятеля, ‒ не просто «сверх всякого ожидания», но граничит с чудом. Непонятно, как такие солдаты вообще могли проигрывать сражения. Вот завоевать власть в Ойкумене – это да.
Кампания в Северной Африке 256-255 гг.
1: Римляне высаживаются и захватывают Аспис-Клупею (256 год). 2: Победа римлян при Адисе (256 год). 3: Римляне захватывают Тунис-Тунет (256 год). 4: Ксантипп отправляется из Карфагена с большой армией (255 год). 5: Римляне побеждены в битве при Тунете (255 год).
6: Римляне отступают в Аспис и покидают Африку (255 год)].
Карфагеняне сняли доспехи с убитых и, ведя за собою консула с прочими пленниками, возвратились ликующие в город»[6].
Появившийся же ниоткуда стратег спартанец Ксантипп так и ушел в никуда. О его судьбе ни до, ни после «карфагенской виктории» ничего достоверного неизвестно. Кажется все же, что пунийцы проявили по отношению к своему нежданному спасителю свойственную им неблагодарность.
«Но, так или иначе, имя Ксантиппа по праву должно числиться среди самых выдающихся полководцев и политических деятелей древнего Карфагена»[7].
Карфаген также произвел тотальную зачистку среди ливийских племен, поддержавших римлян. Одних старейшин было распято 3 000 человек.
Так в результате недооценки противника, римский африканский корпус был практически уничтожен, и следующее большое вторжение в карфагенскую Африку смог организовать полвека спустя только Сципион Африканский. Но в 255 году Рим об этом еще не знал и от своих заморских затей отказываться не собирался.
Характерно, что без Ксантиппа карфагенцы даже не смогли взять Аспид-Клупею: «карфагеняне после этого [сражения при Тунете] разбили лагерь у Аспида и занялись осадою города, желая захватить в свои руки бежавших сюда после сражения римлян.
Но при мужестве и отваге осажденных они никак не могли овладеть городом и наконец сняли осаду»[8], не дожидаясь помощи осажденным из Рима. И надо признать, что эта помощь не замедлила.
О важности верной хронологии
Прежде чем приступить к дальнейшему изложению событий следует сделать важное замечание. В некоторых почтенных и содержательных трудах, как например, «Морские войны Рима» Александра Алексеевича Хлевова и «Пунические войны» Евгения Александровича Родионова (оба изданы в 2005 году Санкт-Петербургским государственным университетом, причем «Пунические войны» изданы совместно с Издательством исторического факультета С.-Петербургского государственного университета), эвакуация защитников Аспида-Клупеи датируется началом лета 254 года:
«Чтобы вывезти их, римляне в короткие сроки снарядили эскадру в триста пятьдесят кораблей и в начале лета 254 г. до н.э. вывели ее в море во главе с консулами Марком Эмилием Павлом и Сервием Фульвием Петином [Нобилиором]»[9].
«В результате к весне 254 г. до н.э. новый флот вторжения был готов и вышел в море.
В состав этого флота входило 350 кораблей различных классов. Командование им было поручено двум консулам ‒ Марку Эмилию Павлу и Сервию Фульвию Петину.
Снявшись с якоря, флот отбыл в Африку»[10].
Командующими флотом, осуществившим эту эвакуацию, справедливо названы консулы Сервий Фульвий Петин Нобилиор и Марк Эмилий Павел. Однако, названные консулы являются консулами 255 года, и командовать флотом или армией летом 254 года никак не могли – консулы осуществляли командование только в году своих полномочий.
И даже учитывая, что Новый год в Риме до 153 года до н.э. начинался 1 марта, то полномочия свои Фульвий Петин и Эмилий Павел осуществляли, следовательно, с 1 марта 255 года по 1 марта 254 года. Тем паче, что свой триумф за свою деятельность в 255 году оба они получили в январе 254 года, соответственно, 18 января Петин Нобилиор, а 19 января – Эмилий Павел[11].
Отсюда автоматически следует, что верной датой эвакуации Клупеи является лето не 254, а 255 года. Обосновать это, как мы сейчас увидим, вовсе не трудно.
Между тем, ту же заведомо неверную дату ‒ лето 254 года – как дату эвакуации Аспида-Клупеи Родионов повторяет в переиздании 2017 года своей книги о Пунических войнах издательским домом Эксмо-Яуза под названием «Воины Карфагена: первая полная энциклопедия Пунических войн». Раздел о походе Регула повторяется в последнем труде почти дословно с «Пунических войн» 2005 года.
Сроки полномочий консулов Рима являются одними из основных источников для восстановления римской хронологии, поскольку отражены и сохранены в таком солидном источнике, как «Капитолийские фасты», запечатленные, по счастью, в мраморе.
[Капитолийские фасты (лат. Fasti Capitolini) ‒ мраморные плиты с перечнем консулов, диктаторов, цензоров и триумфаторов Римской республики и начального периода Римской империи. Несмотря на то, что сохранились не полностью, фасты являются одним из важнейших источников по истории Древнего Рима.
Капитолийские фасты состоят из двух списков, в которых есть лакуны. Это Консульские фасты (перечень консулов, диктаторов и цензоров с 483 года до н.э. по 13 год н.э.) и Триумфальные фасты (перечень полководцев, которые получили триумф в период до 19 года до н.э.). Эти перечни были составлены в эпоху Октавиана Августа. Списки по 1-й Пунической сохранились в полном объеме.
Фасты были обнаружены в 1547 году на Римском форуме. Хранятся в Капитолийских музеях].
Капитолийские фасты. Фрагмент
В книге «Пунические войны» дальнейшие датировки важнейших сражений, похоже, что согласованы с правлением и командованием соответствующих консулов, но в «Морских войнах Рима», начиная с 255 года, рассогласования на год наблюдаются, по крайней мере, еще на 254 и 253 годы. В любом случае, надо иметь ввиду, что консульские списки, являющиеся основными для установления хронологии важнейших событий истории Рима, вполне доступны для всех, кому эта история не безразлична. Для удобства читателя приведем Консульские списки за 264-241 годы – время Первой Пунической войны:
Таблица 1
264-241 годы КОНСУЛЫ ПЕРВОЙ ПУНИЧЕСКОЙ – по старшинству
Год | Первый консул | Второй консул |
264 | Аппий Клавдий Каудекс
Appius Claudius Caudex |
Марк Фульвий Флакк
Marcus Fulvius Flaccus |
263 | Маний Валерий Максим Корвин Мессала
Manius Valerius Maximus Corvinus Messalla |
Маний Отацилий Красс
Manius Otacilius Crassus |
262 | Луций Постумий Мегелл
Lucius Postumius Megellus |
Квинт Мамилий Витул
Quintus Mamilius Vitulus |
261 | Луций Валерий Флакк
Lucius Valerius Flaccus |
Тит Отацилий Красс
Titus Otacilius Crassus |
260 | Гней Корнелий Сципион Азина
Gnaeus Cornelius Scipio Asina |
Гай Дуилий
Gaius Duilius |
259 | Луций Корнелий Сципион
Lucius Cornelius Scipio |
Гай Аквиллий Флор
Gaius Aquillius Florus |
258 | Авл Атилий Калатин
Aulus Atilius Calatinus |
Гай Сульпиций Патеркул
Gaius Sulpicius Paterculus |
257 | Гай Атилий Регул Серран
Gaius Atilius Regulus Serranus |
Гней Корнелий Блазион (во 2-й раз)
Gnaeus Cornelius Blasio |
256 | Луций Манлий Вульсон Лонг
Lucius Manlius Vulso Longus |
Квинт Цедиций
Quintus Caedicius |
суффект | Марк Атилий Регул (во 2-й раз)
Marcus Atilius Regulus |
|
255 | Сервий Фульвий Петин Нобилиор
Servius Fulvius Paetinus Nobilior |
Марк Эмилий Павел
Marcus Aemilius Paullus |
254 | Гней Корнелий Сципион Азина (во 2-й раз)
Gnaeus Cornelius Scipio Asina |
Авл Атилий Калатин (во 2-й раз)
Aulus Atilius Calatinus |
253 | Гней Сервилий Цепион
Gnaeus Servilius Caepio |
Гай Семпроний Блез
Gaius Sempronius Blaesus |
252 | Гай Аврелий Котта (во 2-й раз)
Gaius Aurelius Cotta |
Публий Сервилий Гемин
Publius Servilius Geminus |
251 | Луций Цецилий Метел
Lucius Caecilius Metellus |
Гай Фурий Пацил
Gaius Furius Pacilus |
250 | Гай Атилий Регул Серран (во 2-й раз)
Gaius Atilius Regulus Serranus |
Луций Манлий Вульсон Лонг (во 2-й раз)
Lucius Manlius Vulso Longus |
249 | Публий Клавдий Пульхр
Publius Claudius Pulcher |
Луций Юний Пулл
Lucius Iunius Pullus |
248 | Гай Аврелий Котта (во 2-й раз)
Gaius Aurelius Cotta |
Публий Сервилий Гемин (во 2-й раз)
Publius Servilius Geminus |
247 | Луций Цецилий Метелл (во 2-й раз)
Lucius Caecilius Metellus |
Нумерий Фабий Бутеон
Numerius Fabius Buteo |
246 | Маний Отацилий Красс (во 2-й раз)
Manius Otacilius Crassus |
Марк Фабий Лицин
Marcus Fabius Licinus |
245 | Марк Фабий Бутеон
Marcus Fabius Buteo |
Гай Атилий Бульб
Gaius Atilius Bulbus |
244 | Авл Манлий Торкват Аттик
Aulus Manlius Torquatus Atticus |
Гай Семпроний Блез (во 2-й раз)
Gaius Sem |