Почему лужицкие сербы выступили против установления памятника Бисмарку
Вчера на сайте Фонда Стратегической Культуры было опубликовано сообщение о том, что Сербский институт в Будишине (ФРГ, Саксония) и Союз лужицких сербов «Домовина» («Родина») выразили в открытом письме протест против планов установить на самой высокой в Лужице горе Чорнебог памятник канцлеру Отто фон Бисмарку за его заслуги в объединении Германии в 1870 году.
Лужичане напоминают, что Германия объединилась посредством так называемой Kulturkampf – политики подавления национального сознания национальных меньшинств и их онемечивания.
Члены «Домовины» указали, что демократическая Европа уже попрощалась «с бисмарковским способом мышления, согласно которому война – это часть политики». И надо сказать, протест Сербского института и «Домовины» возымел действие. Городской совет Бауцена постановил продолжить обсуждение проекта памятника.
Предлагаем вниманию читателей комментарий помощника главного редактора «Русской народной линии» Павла Вячеславовича Тихомирова:
Что такое Лужицкие сербы (Sorben по-немецки) сегодня? Сегодня это – самый маленький славянский народ численностью не более 60 тыс. человек.
И вот эта община, составляющая 60 тысяч человек, менее 0,1% от общего населения, диктует 92% немцев, – какие памятники им угодны, а какие – нет.
Что ж. Осмысление этого события в контексте эмоциональном вполне предсказуемы: «Наши им отомстили за то, что они ассимилировали славян, превратив потомков лужицких сербов – Браухича, Тирпица и многих других – в тевтонских завоевателей, верой и правдой служивших интересам Германии».
А теперь давайте переместим факт скандала с памятником в другой контекст. В рациональный.
Получается уже совсем другое осмысление.
Получается нечто, до боли знакомое нам, русским. Помните протесты против памятников Ермаку? Против памятного знака в Сочи? Против культа Куликовской битвы? Да и сербы должны помнить о том, что им вот уже более четверти века настойчиво рекомендуют убирать из учебников Негоша, как якобы «вдохновителя геноцида национальных и религиозных меньшинств». Разве не так?
Всё это очень логично укладывается в простую и незамысловатую схему: «в назойливой борьбе против большинства – сгодится любое меньшинство».
И если мы зададимся простым и скучным вопросом: «А кому это выгодно?», то станет ясно, что медийный скандал с памятником выгоден тем силам, которые решают несколько задач, как тактических, так и стратегических.
О решении стратегической задачи мы обмолвились выше: ломать национальные государства, превращая их в строительный материал для некой глобальной сетевой конструкции, где роль национальной бюрократии будет сведена к функциям ЖЭКа.
А тактические задачи могут быть такими: нужно канализировать раздражение, накопившееся в германском обществе. Направим это раздражение на лужицких сербов. И не беда, что их всего 60 тысяч. Они же славяне. Значит, можно это лыко встроить в строку русофобии, дабы налогоплательщик не особенно обольщался Северным потоком. А раз эти Сорбы родичи Сербам, то как тут не вспомнить о том, что «эти самые Сербы уже в очередной раз мутят воду на Балканах. Чего-то с “демократическим Косовом” не поделили».
Полагаю, что всё это лежит на поверхности.
В заключение приведу реплику нашего коллеги, Константина Новикова:
«Бисмарк – это союз России и Германии против либералов. Всем европейским народам нужныбисмарки, особенно сейчас. С его “железом и кровью”, где “железо” – это армия и госскрепы, а “кровь” – это национальная идентичность».
Так что при всей симпатии к нашим троюродным братьям-лужичанам, всё-таки, желательно встраивать события политической жизни не только в контекст эмоциональный, но и в другие контексты.
Павел Тихомиров
Источник: РНЛ
.
.