Как и предполагалось в чаяниях православных христиан Белой Руси годовой давности, назначение нового митрополита Минского оказалось сродни Пасхе. Всё очень просто: после десятилетия царивших в руководстве белорусского Экзархата при немощном митрополите Филарете и индифферентном митрополите Павле теплохладности, самоуправстве и вольнодумстве во главе белорусской части Русской Церкви стал аскет-молитвенник, просветитель и патриот – то есть, собственно, тот, кем по Священным Писанию и Преданию и должен быть апостольский преемник в Церкви. За какие-нибудь 11 месяцев Православие в Белоруссии ожило и задышало: во вунтрицерковной жизни, церковно-государственных и церковно-общественных отношениях.
Во главе всех перемен стояли самые тяжелые, кадровые, которые, несомненно, митрополиту, известному своими кротостью и незлобием, наверняка, дались тяжелее всего. Но здесь промыслительно на помощь Церкви пришли политические события, во многом благодаря которым произошла и сама смена церковной власти. Где тяжело было бы решиться на твердые действия, там приходил импульс со стороны государственного руководства. Всё дело в том, что либерально-обмирщенная часть священства, долгое время преобладавшее и пановавшее в белорусском Экзархате и отдельных епархиях, совершенно закономерно, – имея мятежный и мiролюбивый (секуляризированный) дух, – горячо поддержало либерально-националистический прозападный майдан (БЧБ-революцию) в Беларуси, подражая попу Гапону и его единомышленникам в антихристианской революции в Российской Империи столетней давности.
Безусловно, свои истинные мотивы либерально-обмирщенное священство со своей паствой лукаво прикрывало благовидными предлогами «борьбы за правду и против насилия», чему сильно подсобила сама белорусская власть своей ренегатской политикой того же последнего десятилетия и неразумными действиями во время самих народных волнений. Однако скрыть подлинную христианскую правду о своей собственной революционности и предательстве Церкви и тысячелетней православной Руси клирикам-либералам не удалось, хотя отсутствие в Белоруссии (как и Великороссии) сплоченного и организованного – информационно и деятельностно – собора консервативного священства и мирянства и по сей день не позволяет обличить и дать отпор их ухищрениям. Данные ухищрения направлены на активное обвинение митрополита, белорусского архиерейского Синода-собора и консервативного священнического большинства в якобы равнодушии, приспособленчестве, бессовестности, потакании беззакониям власти, которые проявились в их нежелании резко и односторонне осуждать власти и поддерживать БЧБ-революцию и ее сторонников, de facto религиозно вдохновляя их на свержение государственного строя в пользу прозападно-антихристианских оппозиционных сил.
Крупнейшим очагом сосредоточения либерально-обмирщенного священства, вылившегося в целую епархиальную вертикаль во главе с епископом, оказалась самая западная, Гродненская епархия, точнее – ее центр, западная столица Беларуси город Гродно, в котором также проживает достаточно внушительная польско-католическая диаспора. Найти и сформировать аналогичные кадры для всей епархии епископу Артемию при всем желании не хватило ни времени, ни человеческих ресурсов. Общая трагическая для Церкви и Белой Руси ситуация была подробно раскрыта в статье «Антиправославие в Гродненской епархии белорусского Экзархата Русской Православной Церкви: Черная Русь и заблудившийся епископ-антисоветчик».
В ней раскрывается масштабное многолетнее предательство епископа и его единомышленников Русской Православной Церкви и сугубо Черной Руси (запада Западной Руси), находящейся в плотном стыке с польско-католическим и в целом западным антихристианским мiром. Вместо ревностного охранения Православия на рубежах Святой Руси (чему способствует и сохранившаяся повышенная религиозность местного люда), просвещения святоотеческой верой и воспитания русского самосознания у паствы, защиты их от 800-летних посягательств германо-романской и 700-летних – польской католической угрозы, – «Артемьево гнездо» пошло в прямо противоположном направлении: отторжения и высмеивания святоотеческого Православия, церковного вольнодумства и обновленчества, западничества и глобализма, либерального демократизма и антимонархизма, филокатолицизма и филоиудаизма, экуменизма и автокефализма вплоть до унии, полонофильства и русофобского БЧБ-национализма вплоть до героизации нацистских коллаборационистов (начиная с Н.Арсеньевой и Л.Гениуш).
Достаточно сказать, что сам же епископ Артемий назвал своими «высшими богословскими авторитетами», на которых он хотел бы ориентировать всю Церковь, клириков – безбожника А.Кураева, воинственного обновленца А.Шмемана, героизатора власовцев и антимонархиста либерала Г.Митрофанова. Ведущим беседы выступил любимчик епископа, поставленный тем de facto главным миссионером епархии, протестант, ненавистник Православия и яростный БЧБ-революционер Руслан Яроцкий, самым хамским образом и в самых грубых выражениях непрестанно поливающий грязью всю Церковь, белорусский Экзархат и всех ее епископов, всех православных охранителей среди священства и мирян (в чем любой может легко убедиться сам, в частности, на примере «В город приехал цирк» и прочих «Новостей Гродненской епархии»). Яроцкий, по его собственному неоднократному свидетельству, является рупором «честных гродненских отцов», солидарных с каждым его словом и «сливающих» через него всю конфиденциальную информацию.
Епископ Артемий годами собирал вокруг себя и ставил на высшие церковные должности молодых священников с родственными себе взглядами, одновременно системно ущемляя, выдавливая из епархии или выбрасывая в отдаленные деревни подлинно православных священников и особенно ревнителей Святой Руси, уничтожая все их начинания (типа описанных в статье на неофашистском СМИ «Как в Беларуси взращивают “православный Талибан”»). Избранных священников епископ направлял для «обучения духовным премудростям», принципиально игнорируя русские духовные школы, в экуменическую Варшавскую теологическую академию, откуда те возвращались уже полностью «обработанными».
С образом мышления «птенцов гнезда Артемьевого» можно ознакомиться по революционному интервью одного из клириков гродненского Кафедрального собора антихристианскому TUT.by – любимому интернет-ресурсу гродненского клира. В целом же они представляют собой почти эталонных представителей того подробно исследованного нами «либерально-обмирщенного священства, мировоззрение и учение которого – смертоносная духовная угроза для Церкви и русского народа», в частности, на Белой Руси. Как продолжает та же статья, «епархия уже давно превратилась в цитадель церковного обмирщения, из которого, как из одного корня, произросло два срощенных между собой древа – протестантского либерал-обновленчества и католического литвинско-русофобского национализма.
Вместо свидетельства об истинности Православия и заблуждениях католицизма (а также его протестантской отрасли) – напротив, всяческое якшание с Костелом вплоть до экуменических блудодейств. Вместо свидетельств о единстве Руси и совместного сопротивления религиозной, духовной и политической экспансии безбожного и уже почти антихристианского Запада – открытое полонофильство и западничество». Вместо раскрытия пастве правды об уничтожении Православия в I и II Речи Посполитой – постоянное обвинение во враждебности Церкви сталинского СССР (когда Она начала возрождаться после погрома революционерами, среди которых – все националистические «герои» БНР) и даже Российской Империи и непосредственно самодержавной монархии! Помимо клирика-власовца Митрофанова для «исторического просвещения» священства епископом и его соратниками приглашался известный неоязычник-русофоб Тарас!
Поэтому, когда в 2020-м году гродненские клирики во главе с самим епископом Артемием еще задолго до трагических событий августа и, тем более, в сами горячие дни выступили с неистовой поддержкой БЧБ-майдана и его марионеточных лидеров – униата Бабарико, оккультиста Цепкало и тройки феминисток, – это было совершенно логичным венчанием их общего духа и завершением длительного духовного процесса. Подчеркнем еще раз: лишь венчанием и завершением! Это было ни на мгновение не болезнование о попрании справедливости (которую они отождествляют с приходом к власти западных креатур якобы «по воле народа») и о насилии (которое они признают только со стороны властей), но именно сознательное желание политической победы антиправославных и антирусских сил и продвижения Беларуси по пути евромайданной Украины, которую они вожделенно почитают. А курс на автокефалию Православной Церкви в Беларуси под «константинопольским» (т.е. стамбульско-вашингтонским) омофором был лично объявлен епископом Артемием на епархиальном собрании в 2017 году после встречи в Гродно с лютым врагом Православной Церкви, разбойным раскольником экс-епископом Драбинко.
Посему простым зеркальным отражением было последовавшее обращение к патриарху Кириллу бывшего братчика гродненского православного братства св. Владимира: «Среди духовенства Гродненской епархии наблюдается распространение националистических идей, основанных на русофобии. В епархии состоялось исполнение националистического гимна “магутны божа”, поддерживаются политические волнения в Белоруссии, исповедуется идеология “змагарства”, происходит насаждение служб на белорусском языке, поощряются люди, выступающие с символикой нацистских коллаборантов и выкриками пароля “жыве беларусь”, совершаются совместные молебны с католиками и протестантами. Кроме того, в Гродненской епархии происходит выдавливание активных пророссийских священников, уничтожение патриотического направления, игнорирование казачества… И всё это происходит по инициативе руководства Гродненской епархии и лично архиепископа Артемия… С самого начала противостояния в политической плоскости в стране наша Епархия, увы, выбрала сторону продолжателей нацистских коллаборантов!!!.. Стоит упомянуть и секретаря епархии о. Анатолия (Ненартовича), без которого многое бы не происходило… Церковь за погромщиков и революционеров?!.. Замените нам архиепископа Артемия!».
Долгое время на положение дел в Гродно закрывались глаза минским как церковным, так и государственным руководством, – тем более что и там, и там у Артемьевского гнезда было немало идейных симпатизаторов и покровителей. Однако, как написано в той же статье, «революционные события в Белоруссии стали мощнейшим огненным катализатором, позволившим в церковной и государственной жизни народа многому “тайному сделаться явным, и потаенному выйти наружу” (Мк.4:22)». Тем более, даже после спада революционного брожения мятежный дух гродненского клира, как и их католических собратьев, отнюдь не снизился. Напротив, в проповедях епископа, на социальных страницах его приближенных клириков, в самих храмах постоянно поддерживался накал революционной пропаганды, использующей для этого любые поводы и переходящей на широкие обобщения в духе «цивилизованного Запада и рабского Русского мира», а также «малодушных и корыстных» белорусских епископов, священников и монахов, не делающих разделять их «подвиги». При том, что никакого отношения к аскезе обмирщенное гродненское священство никогда не имело.
В конце концов, случилось то, чего давно ожидали православные христиане Белоруссии, и что подарило им самый настоящий духовный праздник: епископ Артемий был вопреки сопротивлению отправлен в отставку, на покой. Первое, что он сделал на покое, – подтвердил все «нелепые обвинения» в свой адрес, дав дружественное интервью антихристианскому «Радио Свобода». В нем опальный епископ сразу же унижает белорусский Синод, обвиняя его в расправе над собой по указке власти, одновременно сам же и обманывая, что «по политическим поводам я не выступал», прямо тут же одобряя герб «Погоня» на пасхальных яйцах (!), а далее переходя к восхвалени