Популяризация идей трансгуманизма

Что читают «продвинутые» россияне?

По сообщению ТАСС роман «1984» Джорджа Оруэлла и произведения Виктора Пелевина Transhumanism Inc. и KGBT+ возглавили список самых популярных книг в жанре антиутопии у российских читателей.

Об этом сообщили в пресс-службе книжного сервиса «Литрес» со ссылкой на исследование в преддверии 120-летия со дня рождения Оруэлла.

В пресс-службе отметили, что «1984» стал лидером по совокупному количеству проданных экземпляров электронных и аудиокниг в жанре антиутопии.

Также в первую пятерку рейтинга вошли роман Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» и научно-фантастическая антиутопия Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Следом расположились «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «Скотный двор» Оруэлла, S.N.U.F.F. Пелевина, «Источник» Айн Рэнд и роман «Мы» Евгения Замятина.

Список комментирует помощник главного редактора «Русской народной Линии» Павел Вячеславович Тихомиров.

***

Любую информацию, попадающую в наше сознание, полезно тут же сортировать на полезную, бесполезную и вредную. Точнее, одна и та же информация может быть для нас либо полезной, либо вредной – в зависимости от того, как мы отнесёмся к ней.

Это всё – прописные истины, но позволю себе повторить их, пользуясь случаем.

В данном случае информация может быть бесполезной. если мы пропустим мимо ушей эти рейтинги, дескать, «читают себе, ну и пусть читают, лишь бы не хулиганили».

Информация может быть вредной, если мы, пленившись духом тщеславия, тут же бросимся восполнять лакуны своей эрудиции, выискивая непрочитанные нами книги, дабы при случае не промолчать по существу обсуждаемого вопроса. Я и сам – исходя именно из этой логики тщеславного человека – попытался было познакомиться с книгами Айн Рэнд. Но не потянул.

Но эта же самая информация может быть вполне полезной. Исходя из знаний того: какую душевную пищу предпочитают потреблять наши соотечественники, можно предположить – какие настроения могут в обозримом будущем стать чем-то достаточно обыденным.

Вообще, антиутопии, о которых идёт речь в публикации, можно разделить на несколько групп.

Классические антиутопии «1984» Оруэлла, «Мы» Замятина показывают нам изображения тоталитарных обществ, где положение вещей поддерживается методами жёсткого насилия, т.е. внешнего воздействия. Романы написаны в эпоху антилиберальных тоталитаризмов – коммунистических и фашистских. Отсюда и решение авторами вполне конкретных идейных задач.

Оруэлл и Замятин изображают общество, где личность низведена к винтику.

Брэдбери в «451 градусе» показывает один из инструментов оглупления масс. В принципе, то, что было им описано, уже осуществляется, хотя и не в столь явном виде.

Хаксли в «Новом дивном мире» рисует картину неокастового общества, где свойства человеческой телесности можно корректировать уже в процессе искусственного выращивания зародышей человеческих существ.

И если антиутопии Оруэлла, Замятина и Брэдбери служили своего рода предупреждениями о потенциально возможных опасностях, то Хаксли уже фантазировал на тему опасностей, который может таить в себе генная инженерия.

Все эти проблемы, на самом деле, остались в ХХ веке. Сегодня наиболее интересной темой в научно-социологической фантастике являются, на мой взгляд, вопросы трансгуманизма.

Тема влияния информационных технологий на человеческие отношения неплохо проработана британским фантастом Чарли Брукером.

Но Пелевин делает то же самое несравненно талантливее.

Сказывается свобода слова, которой – в отличие от своих зарубежных коллег – обладают наши литераторы: можно не просто игнорировать нормы политкорректности, но и глумиться над новыми методичками. Сказывается и присущая сатире Пелевина ироничность, делающая этот глум (как над мифологией ультралибералов, так и над нашей мифологией традиционалистской) достаточно остроумным.

В «Трансгуманизме.Инк» Пелевин затрагивает тему существования сознания вне тела. Тему увлекательную, но небезопасную для человека, пытающегося правильно устраивать свою духовную жизнь.

Антиутопии, в которых бичуется тоталитаризм, чаще всего небесполезны в деле осмысления хода истории в контексте эсхатологическом.

Даже и истории, которые живописуют то, что явно не будет реализовано в пространстве истории угасания человеческой цивилизации.

А вот тема трансгуманизма очень опасна как раз в силу того, что информационные технологии не просто морочат головы мнимым «цифровым бессмертием», но и размывают православное представление о сути десятого члена Символа Веры.

«Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь».

Так, секретарь учёного совета Тульской духовной семинарии Андрей Александрович Горбачёв полагает, что «в дальнейшем в церковной среде получат распространение учения, которые будут отвергать всеобщее воскресение и вечную жизнь.

Это означает, что люди, называющие себя православными христианами, станут утверждать, что никакого общего воскресения не будет, но, возможно, какое-то время сохранят веру в загробное существование душ без воскресения тел».

И тот же Пелевин весьма красочно описывает существование сознаний, которые в зависимости от своих финансовых возможностей, могут потреблять услуги тех, кто может погружать сознания в иллюзорные миры, предлагая потребителям сколь угодно навороченные «аватары», т.е. некие оболочки восприятия, способные соприкасаться с тем, что находится далеко вне спектра восприятия чувств обычного человеческого тела.

Всё написано, как уже упоминалось выше, очень талантливо.

Т.о. произведения этого наиболее популярного современного русскоязычного литератора способствуют популяризации идей трансгуманизма.

Источник: ruskline.ru/news_rl/2023/06/28/populyarizaciya_idei_transgumanizma

.

.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники