Можно ли причащаться в УПЦ?

Многие люди ныне смущены негативными шагами, которые совершил Синод УПЦ, в частности, провозгласив непонятную «самостоятельность» от РПЦ, введя самостийное мироварение, и т.д. В связи с этим некоторые миряне на Украине даже отказываются причащаться, считая, что УПЦ стала раскольничьей группировкой. Безусловно, данные самочинные действия вносят смуту в тело Церкви. К тому же они ничего не дали в плане прекращения гонений на Православие, на что рассчитывали члены Синодат УПЦ: напротив, гонения еще и усилились, ибо чем слабее сопротивление безбожникам, тем сильнее они наступают на истинную веру. Однако православный человек должен всегда обращать внимание на позицию высшего священноначалия, с которым он имеет право не соглашаться лишь в том случае, если оно нарушает каноны и вероучение Церкви. Итак, вспомним, что же сказал по поводу самочиния украинских архиереев Синод Русской Православной Церкви.

Синод РПЦ по итогам Собора, который состоялся в Феофании 27 мая, прежде всего выразил УПЦ поддержку в связи с гонениями:

“Выразить всемерную поддержку и понимание архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Украинской православной церкви, подвергающейся беспрецедентному давлению со стороны представителей раскольнических структур, местных властей, средств массовой информации, экстремистских организаций и националистически настроенной части общественности”.

То есть Синод РПЦ начал вовсе не с обвинений в расколе, а дал понять, что видит затруднительность положения УПЦ, на которую обрушилось государство, и сочувствует православным Украины. И далее о расколе тоже ничего не было сказано, хотя и выражено сдержанно негативное отношение к самочинию, совершенному в Феофании, и выражена мысль, что «принятые Собором Украинской Православной Церкви дополнения и изменения в Устав об управлении Украинской Православной Церкви нуждаются в изучении в установленном порядке на предмет их соответствия» уставному порядку РПЦ.

Также выражено «сожаление в связи с тем, что в ряде епархий Украинской Православной Церкви прекращается поминовение Патриарха Московского и всея Руси, что уже привело к разделениям внутри Украинской Православной Церкви». Как видим, Синод сожалеет о «разделенях», но снова не говорит о расколе.

Более жестко Синод РПЦ высказался о ситуации на Украине позже, 7 июня 2022 г., когда было сказано, что «самочинные действия по изменению статуса Украинской православной церкви могут привести к появлению нового раскола внутри нее», и что «решение об изменении статуса Украинской православной церкви может быть принято только в рамках канонической процедуры, включающей постановление поместного собора Русской православной церкви». Тем не менее, и в этом случае, как видим, Синод РПЦ вовсе не назвал УПЦ ушедшей в раскол, а только констатировал, что такие самочинные шаги «МОГУТ привести к расколу». А могу, значит, и не привести…

Синод РПЦ имел все основания не считать ситуацию в УПЦ расколом. Ведь все-таки, несмотря на всю негативность Феофании, никто там автокефалии не провозглашал, обращений с требованием признания автокефального статуса к Поместным Церквям не подписывал. Нет, украинские архиереи ссылались на каноничную Грамоту патриарха Алексия II, дающую им права самостоятельности. И не зря в России полностью признают каноничность множества священников и епископов УПЦ, по разным причинам очутившихся на территории РФ – с ними сослужат, им дают возможность становится настоятелями местных храмов. Если бы УПЦ была в расколе, то и сама Московская Патриархия утратила бы каноничность в связи с 10 и 11 апостольскими правилами, запрещающими молится с раскольниками.

То есть те лица на Украине, которые хотят защитить РПЦ от «раскола УПЦ» де-факто выступают против решений Московского Синода, поскольку последний не считает, что УПЦ находится в расколе, хотя и негативно относится к самочинным решениям ее архиереев. И ни один московский иерарх о раскольничьем статусе УПЦ не заявлял. На эту тему звучали разве что голоса отдельных модных клириков с сомнительной репутацией, например, иерея Георгия Максимова. Он обвинил УПЦ в расколе и в некой сплошной сервильности государству, хотя иерархи УПЦ, несмотря на все многолетнее давление безбожных властей, категорически отказались влиться в ряды раскола «ПЦУ», смело отстояли свободу богослужения в период ковидобесия. Тогда как сам клирик Максимов в ту пору истерически требовал тотального «игловкалывания» и категорически осуждал тех, кто не желал колоться, выступая в роли государственного пропагандиста и рекламного агента фармацевтических кампаний. Также он поддержал встречу патриарха Кирилла с папой римским в Гаване, хоть и с небольшими оговорками. Уж точно не этому исполнителю прихотей начальства, и не таким, как он, рассуждать о сервильности кого бы там ни было…

Некоторые даже доходят до того, что отвергают причастие в УПЦ из-за того, что ряд ее архиереев (отнюдь не все, и даже не большинство из примерно 90) делали политические заявления в поддержку режима Зеленского, безбожного по своей сути. Я, конечно, очень негативно отношусь к таким заявлениям, но они тем более не делают из УПЦ раскол, не делают ее таинства недействительными. Увы, в истории Церкви было немало таких нехороших ситуаций, но политические заявления, пусть и очень плохие, еще не отнимают благодати, хотя и ложатся тяжелым грехом на сделавших их иерархов. Тем более, что украинские архиереи в своих попытках угодить майданному режиму поступали в рамках политики патриарха Кирилла, который сам сделал немало таких шагов, начиная с 2014 г.

Например, патриарх Кирилл приветствовал так называемое “избрание” безбожника Порошенко в президенты http://www.patriarchia.ru/db/text/3660751.html и поздравлял проамериканских киевских политиков с «днем независимости» http://www.patriarchia.ru/db/text/3708837.html . Тем не менее, полагаю, что ни патриарх Кирилл, ни Синод УПЦ еще не перешли красной черты, и вполне могут покаяться в этих негативных шагах, а многие и уже каются. Тот же член Синода УПЦ митрополит Павел фактически стал ныне исповедником, когда, пребывая под домашним арестом и под явной угрозой покушения, смело призывает к обороне Киево-Печерской Лавры от толп осаждающих ее чиновников и безбожников, присланных властями. И митрополит Онуфрий, хоть и подписал негативные феофаниевские соглашения, вызвал бешенство главы униатов Святослава Шевчука и главы раскольников Сергея Думенко тем, что ни разу даже не пошел на переговоры с ними, не говоря уж о реальных шагах по объединению. И режим Зеленского не зря постоянно обвиняет его в том, что он только формально провозгласил самостоятельность, а на деле сохранил каноничную связь с РПЦ.

Впрочем, пока что даже таинства такой одиозной фигуры, как архиепископ Иона (Черепанов), который недвусмысленно вступил на путь предательства и активно налаживает отношения с представителями стамбульского патриарха Варфоломея, еще нельзя считать недействительными: в раскол даже и он не ушел, хотя явно собрался. Ни на ком нельзя ставить крест, пока он не совершит непоправимого – как известно, грех раскола не смывается даже мученической кровью. В свое время, при немецкой оккупации Украины митрополит Алексий (Громадский) даже признал раскольников – самосвятов, однако раскаялся, отозвал свою подпись, и был за это убит бандеровцами, став мучеником за веру. Иерархи Украины до такой степени падения еще, к счастью, не доходили, и шансов на спасение у них больше.

Многие люди, в том числе – автор данной статьи, с самого начала восстали против майдана, потом уехали на Донбасс и в Россию. Но одно дело – частные лица, другое – архиереи, за которыми – тысячи и миллионы паствы. Архиереи Украины оказались, по сути, в положении людей, семьи которых взяты в заложники террористами. Это, правда, не извиняет их в «феофаниевских» метаниях, но требует относится к ним с пониманием, любовью и снисхождением. А то если применить каноны во всех их строгости по акривии, то от большинства из нас, образно говоря, «мокрого места не останется». После стольких лет безбожия почти каждый русский мирянин натворил немало такого, за что на много лет отлучают от причастия…

Церковь – это вся ее полнота, а не только Синод. Ныне весь мир увидел, сколько исповедников и даже мучеников появилось в УПЦ, сколько самоотверженных христиан отстаивает ее храмы, несмотря на все риски. В ней явно видно действие Святого Духа, Который один может столь массово сподвигнуть людей на стояние в истине. Некоторые «ультраправославные» лица, находящиеся на безопасном расстоянии от эпицентра событий, даже говорят, что гонения на УПЦ возникли в результате «феофаниевского раскола». Однако это смехотворное утверждения: гонения предопределены победой евромайдана, в результате которой реальную власть на Украине получили люди, мистически ненавидещие Православие. Просто они не стали спешить его уничтожать, решив сначала зазомьировать народ многолетней пропагандой и создать суррогатную псевдолегитимную «церковь», долженствующую заменить Церковь настоящую. Да, Феофания сыграла во всем этом негативную роль, но отнюдь не главную. И вообще гонения происходят не всегда за грехи, но и по особому промыслу Божьему для торжества истины и спасения избранных. А уж если говорить о грехах, то большая часть паствы РПЦ на территории России, Украины, Белоруссии виновна или в абортах, или в пьянстве и блуде, разводах и многом другом. Пока более всего страдает УПЦ, но, увы, если народ наш не исправится, то может пострадать и остальная часть Русской Церкви…

«В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.

Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?

Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?

Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете». (Лк 13:1−5).

Игорь Друзь, специально для сайта «Русский путь».

.

.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники