Следствие рассматривает версию о предумышленном добавлении метанола в сидр, от которого погибли десятки людей
Сегодня число госпитализированных с отравлением сидром в Ульяновской области, где погибли 20 человек, выросло с 31 до 42 человек, сообщает РИА Новости со ссылкой на Минздрав региона.
«В ульяновские стационары продолжают поступать пациенты с отравлением алкогольсодержащими напитками. По оперативным данным, в регионе выявлено 62 случая отравления алкогольсодержащим напитком. (Из них) в 20 случаях отравление привело к летальному исходу. Состояние пострадавших в настоящее время оценивается врачами как тяжелое и средней степени тяжести», – говорится в сообщении.
В Ульяновской области зафиксировано больше всего отравлений разливным сидром самарского производства. Сообщалось о 20 летальных исходах в регион и 31 человеке на лечении. В Самарской области сообщалось о девяти погибших и 15 пострадавших, в Нижегородской области – о двоих погибших и четырех пострадавших, в Удмуртии – об одном погибшем и одном госпитализированном. В Пензенской области три человека, включая двух подростков, госпитализированы с отравлением алкогольным напитком. Суд арестовал самарского бизнесмена, обвиняемого по делу о небезопасных услугах.
«Погибшие от отравленного пойла – не маргиналы и не пьяницы. Нормальные люди. Обычные. Они просто хотели провести время под вполне себе “респектабельный” напиток – к слову, слабоалкогольный: градус там даже ниже, чем в пиве, – говорится в материале Царьграда, посвящённом отравлению людей.
Многих умерших после употребления напитка под маркой “Мистер Сидр”, выпускавшегося фирмой “Анди”, зарегистрированной в небольшом селе в Самарской области, который поставлялся в несколько регионов страны, находили ничего не подозревавшие родственники. Люди, до того вполне здоровые, весёлые, полные сил и планов на будущее, неожиданно переставали выходить на связь.
Так, тела супругов Юсупа и Гульфии Гарифуллиных обнаружила их дочь-студентка: родители не отвечали на её звонки, поэтому она и приехала к ним в квартиру. И увидела обоих лежащими на полу. А на столе стояла почти пустая бутылка из-под “Мистера Сидра”.
Больше всего погибших в Ульяновске (причём среди жертв имеется и 16-летняя девушка), в Самаре и Нижнем Новгороде. Пострадавшие зарегистрированы также в Удмуртии и Пензе.
В большинстве случаев у поступивших в больницы отмечался “судорожный синдром и токсическое воздействие неизвестного вещества”. Многие жаловались, что в буквальном смысле ослепли».
Точных данных, как именно метанол (если экспертиза подтвердит это окончательно) попал в сидр, сделав его смертельным, пока нет.
Возможно, производители «просто» добавили именно технический спирт, используемый, для понимания, в тех же «незамерзайках», что продаются на трассах, отмечает Царьград. Но не исключён и другой вариант, в котором более чем уверен врач-патологоанатом, специалист по фармакологии и токсикологии Александр Эдигер:
«Метанол для здоровья человека – это яд. И это общеизвестный факт. Потому предполагать что бы то ни было иное, кроме теракта, нельзя! Это – теракт. И возбуждение уголовного дела по статье “Причинение вреда здоровью, повлекшее смерть” никак не возможно. Потому что сидр, который делали эти негодяи, – хоть и абсолютная мерзость, но даже в него никак нельзя было, без конкретного умысла, добавить такую отраву, как метанол. Вот об этом принципиально важно даже не говорить сейчас, а кричать. Никто никогда в здравом уме не станет добавлять технический спирт в напиток».
Эксперт напомнил, что метанол – один из самых доступных ядов. Как он попал в цех по розливу напитков, предстоит выяснить следствию: случайно подсунули производителю один спирт вместо другого либо то было осознанное действие кого-то из сотрудников?
«Но тот, кто провернул такое, сделал это просто чётко. Убил несколько десятков людей, отравил ещё больше. Самая настоящая диверсия», – уверен Александр Эдигер.
Член Общественной палаты России и глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов также называет произошедшее терактом:
«Рынок незаконного изготовления и оборота “палёного” алкоголя уже давно находится под контролем азербайджанских торгово-криминальных диаспор. Заработок на намеренной продаже россиянам отравы является составной частью их бизнеса. И страшная история с отравленным “Мистером Сидром”, который разошёлся по всей стране и убивает людей, – не исключение. Представьте, скольких наших людей этот “предприниматель” убил за всё время своей деятельности? И это бизнес такой? По мне, так чистой воды террористический акт», – отметил Кабанов.
Источник Царьграда подтвердил, что следствие рассматривает версию о предумышленном добавлении метанола в сидр. Если её получится подтвердить доказательствами, тогда возможна переквалификация уголовного дела на статью о предумышленном массовом убийстве.
Между тем подобное стало возможным ввиду отсутствия контроля над производителями таких напитков. С 9 мая, отмечает председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин, в силу вступили поправки в Уголовный кодекс, ужесточающие наказание за оборот метанола – новые санкции предусматривают до 10 лет лишения свободы. Но вряд ли это решит проблему, считает специалист. Кроме того, продолжает он, с 1 сентября вводится реестр для производителей пива, сидра и пуаре – эдакий облегчённый вариант лицензирования. Вот только розничных продавцов это никак не коснётся, и они всё так же будут закупать и продавать тот же сидр или пуаре, у кого захотят.
«Они ведь, по сути, предоставлены сами себе: за ними должен присматривать Роспотребнадзор, но сейчас есть мораторий на проверки, так что они вообще не контролируются. Потому производители так называемого сидра даже не заморачиваются: по идее, их продукт должен производиться на основе спирта естественного брожения, но они его просто разбавляют спиртом. Причём закупать этот самый спирт они не имеют права, просто потому, что вся легальная продажа контролируется, а по технологии – ещё раз обращаю на это внимание, – для изготовления сидра должен применяться спирт естественного брожения. Иными словами, им он как бы не нужен», – объясняет в беседе с Царьградом эксперт.
Всего, по его оценкам, в стране сегодня существует порядка 800 тысяч (!) точек, где продаются пивные напитки – то есть не пиво даже, а то, что попадает в «смежную категорию».
«А категория “пивной напиток” – проблемная, это лазейка для нелегальных производителей. Всё, что продаётся – гранатовые, апельсиновые и прочие напитки, по 80 рублей за полтора литра, в гигантских количествах, – непонятно, из чего делаются», – резюмировал Павел Шапкин.
Самое чудовищное, продолжил эксперт, что даже подобная трагедия с гибелью нескольких десятков человек вряд ли что-либо быстро изменит.
«Вот мы сейчас в Царьграде поднимем вопрос ребром, об этом посудачат разные чиновники и депутаты, а дальше-то что? Поговорят и перестанут. И всё! Так ведь уже было прежде, когда тоже от отравлений умирали люди», – напомнил Шапкин.
И подчеркнул, что оборот метанола, ставшего, по предварительным данным, причиной гибели людей, плохо контролируется.
«Думаете, куда деваются бутылки, которые вы выбрасываете, выпив, скажем, качественный виски или коньяк? Обратите внимание: к мусоркам подходят плохо одетые люди, собирают их и куда-то относят. А потом на сайтах объявлений появляются предложения о продаже какого-то брендового напитка по смешным ценам. Сейчас в спирт можно вылить экстракт условного “Хэннесси”, и всё. Не знаток даже не отличит», – указал собеседник Царьграда.
Он моделирует ситуацию: если человек приходит в гости, а ему предлагают отведать, скажем, тот же коньяк, где гарантия, что радушный хозяин приобрёл его в нормальном магазине, а не сэкономил, прикупив «левак» через интернет? Другой вариант: можно нарваться на суррогат в кафе, заказав 100 граммов чего-то крепкого:
«И опять же – вы уверены, что бармен не долил в початую бутылку какого-нибудь спирта, этанола, а может, и метанола? Никто от подобного не застрахован. И даже сменщики этого бармена знать не будут, что там “бодяга”, а не виски или коньяк».
Выход есть, продолжил он, и очень простой – ввести денатурацию метанола с помощью сверхгорького вещества битрекса, что стоит крайне недорого. Но зато это будет невыгодно тем, кто использует метанол в своих целях.
«Иными словами: пока государство не возьмётся за проблему всерьёз, никто не сможет чувствовать себя в безопасности, особенно если речь идёт о покупках разливных напитков в “наливайках”.
Надеемся, следователи всё-таки займутся по полной отработкой версии теракта, изложенной нам врачом Александром Эдигером. Тем более подобный способ может использоваться врагом для проведения диверсий», – заключил автор Царьграда Александр Степанов.
Источник:
ruskline.ru/news_rl/2023/06/07/massovoe_otravlenie_sidrom__terakt
.
.