Учат в школе: Nirvana, Макаревич, «Стиляги» и кино про Цукенберга стали «культурным нормативом»

В условиях отсутствия государственной идеологии и вообще сколь-нибудь осмысленного целеполагания, власти сами не понимают, какой они хотят видеть нашу молодежь, то есть будущее страны, и максимально расширяют критерии отбора. Министерство культуры разработало проект «Культурный норматив школьника», который направлен на «духовное, эстетическое и художественное» развитие школьников–куда, наряду с классическими и патриотическими произведениями, впихнули перформанс, бодиарт, Курта Кобейна с его Nirvanа, Queen, Макаревича, фильм про то, как разбогател Цукенберг, «шедеврами» Федора Бондарчука «9 рота» и «Притяжение» и т.п.

Разработанный Министерством культуры «Культурный норматив» включает произведения, рекомендованные к обязательному изучению, для чего предлагается система поощрений, где помимо грамот можно будет получить и путевки в «Орленок» и «Артек». Сам проект можно скачать с сайта министерства.

РИА «Катюша» провела свой беглый анализ проекта. Начнем с позитива. Несмотря на критику со всех сторон, радует, что новодела в «нормативе» очень мало. 95% «норматива» – это классические произведения, русское народное творчество, патриотические фильмы, книги, песни. Нет и открытых извращенцев и пошляков типа Серебренникова, Учителя и прочих любителей получать европейские призы за «немытую Россию». Обошли составители и модных рэперов, несмотря на лоббирование включения туда как покойного Децла, так и ныне здравствующего «провластного» Тимати.

Однако, обойтись вообще без «креатива» наши чиновники, видимо, нет могут, и вот, не дойдя до середины, мы уже натыкаемся на «Меню современного искусства», куда включены хепенинг, перформанс, бодиарт, инсталляция, граффити и стрит-арт. Чудесный выбор для школьника, только решительно непонятно – рисунки по голому тему дети 14 лет от роду будут наносить самостоятельно или им все-таки учитель по рисованию поможет?

А как быть с перфомансом? Просто напомним, тем, кто не знает – Павленский и Пусси Райт здесь не исключение, а норма – характерной особенностью присущей концептуальному перформансу, является создание жестких пародий на социальные, политические и идеологические темы. Сама концепция заключалась в нарушении общественных норм посредством нарушения общественных границ личности. Классикой и пожалуй самой яркой героиней перфоманса стала Мариана Абрамович, которая в акте «Смерть себя» вместе с мужем соединили свои рты специальным агрегатом и вдыхали выдохи друг друга, пока не закончился кислород. Через семнадцать минут после начала перформанса оба упали на пол без сознания с лёгкими, наполненными углекислым газом. Этот перформанс исследовал способность индивидуума поглощать жизнь другой личности, обменивая и уничтожая её. В инсталляции «Отношения в пространстве» полностью раздетая художница и Улай изображали полностью свободные отношения, терзая друг друга на глазах зрителей. А еще она голая позволяла делать с собой что угодно, нацеливала стрелу себе в сердце и ждала, когда у мужа кончатся силы держать тетиву и много иных «чудесных вещей». В 2006 году Марина сняла короткометражный фильм под названием «Балканский эротический эпос», состоящей из нескольких эротических фильмов.

Так что юноши и девушки 14-16 лет, которым предлагают внимательно и серьезно изучить данный вид искусства, тыкать себя ножницами, обливать мочой, совокупляться на людях и само собой, прибивать причиндалы на площадях и жечь двери ФСБ. К слову, отнести к важному для обязательного изучения искусства хэппенинг, тоже вещь спорная… «Разница между акцией, хэппенингом и перформансом довольно условна, ведь хэппенинг – это создание абсолютно случайной ситуации без какого-либо чёткого плана по принципу «А что, если…». Сюжета у хэппенинга нет – есть действие или, скорей, набор действий и событий. Связной и осмысленной речи здесь тоже избегают, хотя могут встречаться слова вроде «Помогите!», «Я хочу стакан воды», «Обними меня», «Авто», «Раз, два, три». Петров В. О. Хеппенинг в искусстве ХХ века // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2010. Т. 16. № 1. С. 213. [30, 213]», – сообщается об этом «современном виде искусства».

Кстати, участие в несанкционированной акции и кидание в росгвардейцев кирпичей или «Коктейлей Молотова» тоже подходят под определение «перфоманса» или «хеппинга» – дети просто самовыражались.

От театрального искусства перейдем к важнейшему, которое как мы помним от Владимира Ильича, искусству кино. В списке для младших и средних классов явных вопросов у нас ничего не вызвало, а вот подросткам опять «повезло». Во-первых, они теперь смогут получать дипломы и ехать в «Артек» за пристальное изучение таких важных для молодежи страны фильмов как «Социальная сеть», режиссера Дэвид Финчер – биографию кидавшего на деньги и идеи друзей и коллег Марка Цукендерга и историю создания русофобского «Фейсбука». Чему может научить данное творение – только одному: «Люби себя, наплюй на всех и в жизни ждет тебя успех». В принципе, ожидаем ли такой посыл детям от чиновников? Тут даже комментировать нечего.

Помимо этого, старшеклассники должны посмотреть и подумать над фильмом Мартина Скорсезе про продажного полицейского «Отступники» и жизнь дурдома из «Полета над гнездом кукушки» и анимэ-фильмы про призраков, ведьм и прочую нечисть . Есть, правда, и хорошие фильмы, но при этом в списке нет, например, той же «Зеленой мили». Это касательно кино мирового, что касательно кино родного, то помимо советских шедевров в список вошел целый ряд творений Федора Бондарчука, включая и «крайне важный» для «духовного, эстетического и художественного» развития школьников рассказ про падение инопланетянина в Москве – «Притяжение». А вот «Легенда №17» оказалась этого не достойна. Еще более удивительно было обнаружить в списке сказку мюзикла про мажоров советского времени «Стиляги» Валерия Тодоровского. В Минкульте правда уверены, что детям так важно знать, как выглядели дети советских министров и завмагов? Какой высокий смысл несет этот фильм: не будь тупым рабочим быдлом, прожигай жизнь по полной? Так спасибо, они про это и так от блоггеров или из ТВ узнают – им подобные «истории» чуть не в ежедневном режиме рассказывают.

Ну и само собой, самое интересное – музыкальные пристрастия нашего Минкульта в музыке, которые и стали поводом для новостных агентств. Здесь к Моцарту, Вагнеру, Глинке и Вивальди внезапно добавили Макаревича с песнями: «Солнечный остров», «Марионетки», Цоя с «Перемен, мы ждем перемен», «Наутилус Помпилиус» и его «Скованные одной цепью», «Queen» с «Bohemian rhapsody», «Pink Floyd» и их «Money», ABBA с «Dancing queen» и конечно «Nirvana» с панк-хитом «Smells like teen spirit». Как бы отреагировали сами Моцарт и Глинка узнав, что их приравняли к Курту Кобейну, неизвестно, зато непонятно, почему тогда нет Егора Летова с его матюгами. Он бы гармонично вписался в данный «норматив». Почему умерший от наркопередоза Кобейн у нас – культура, а философ и соучредитель партии «Национал-большевиков» Летов – так, мимо проходил. Да и не понятно, почему у Цоя взята не самая его лучшая песня – помимо «Перемен» есть ставшая уже народной «Кукушка», исполняющаяся на парадах в Корее «Группа крови», но нам надо именно ту, которую у нас любит оппозиция петь. Про умершего от спида хоть и талантливого, но педераста Фреди Меркури просто молчим – это ведь так важно для культурного минимума российского школьника.

В общем, от документа складывается ощущение, что хотели как лучше, а получили, как всегда скрещивание ежа и ужа – культурная политика у нас направлена на то, чтобы подросток посмотрел старый фильм про Молодую гвардию а затем ему бы подсунули Стиляг с Цукенбергом, послушал Рахманинова, а следом Курта Кобейна с Макаревичем, посмотрел «лебединое озеро» и пошел совокупляться с одноклассницей в рамках бодиарта и перфоманса, а затем стал «социально ответственным» активистом МГЕР…

Руслан Ляпин

Источник: РИА Катюша

.

.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Перейти к верхней панели